1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Исторические Средневековые Бои (ИСБ) – вид спортивных боев с использованием предметов исторического защитного и наступательного вооружения эпохи средневековья, которые специально изготовлены и приспособлены для полноконтактного боя. ИСБ проводятся в полный контакт на ристалище различных размеров, форм и с разным предметным наполнением. Понятие ИСБ включает в себя все разновидности полноконтактной силовой борьбы и историческое фехтование, и бугурты.
1.1. Исторические Средневековые Бои проходят в полный контакт, в различных номинациях с разными тактическими условиями победы и разными регламентами, в зависимости от концепции мероприятия. При этом разрешенные и запрещенные приемы в ИСБ едины для всех номинаций ИСБ.
1.2. Все ИСБ проводятся при наблюдении и контроле судейской группы. В судейскую группу входят: один Гофмаршал (главный судья), полевые судьи (их количество определяется тактической необходимостью). Записи результатов боев и всю документацию ведет секретариат – от одного человека. В случае любых разногласий Гофмаршал (главный судья) имеет решающее право голоса и принимает решение. Гофмаршала назначают организаторы мероприятия.
1.3. К участию в ИСБ допускаются бойцы, достигшие18-летнего возраста, прошедшие аккредитацию и допуск на данное мероприятие, а также прошедшие техническую и историческую комиссию перед началом боев.
1.4. Допускается любое вооружение, имеющее исторические аналоги, гуманизированное в соответствии с требованиями этих правил, не выходящее за рамки разрешенных технических характеристик и допущенное историко-технической комиссией.
Гуманизация вооружения.
1.4.1. Гуманизация - скругление ударных углов любого древкового и клинкового оружия, проводимая в одной плоскости, должна соответствовать радиусу монеты с диаметром, соответствующим монете достоинством 50 российских копеек (диаметр 10 мм.). Такое скругление является необходимым для совершенно всех видов оружия.
1.4.2. Грани всех поражающих, боевых частей любого оружия должны быть скруглены фаской и иметь толщину не менее 2 мм (включая возможные сколы и зарубки).
1.4.3.Кромка всех щитов на всей продолжительности должна быть полностью обшита толстой (не меньше 2-4мм) кожей или тканью в три и более слоев с клеем. Со стальной кромкой могут быть только стальные щиты типа баклер или кованные и только круглой формы щиты с завальцованной кромкой.
Важно! Данные параметры допуска оружия на мероприятие могут быть ужесточены непосредственно организаторами того или иного мероприятия для соблюдения требований безопасности или выполнения других задач.
1.5. Все наступательное и защитное вооружение должно проходить допуск у специально назначенной на мероприятие технико-исторической комиссии. При этом за защитной способностью и ударопрочностью всех защитных элементов своего комплекса, прежде всего, должны следить сами бойцы.
1.6. Перечень разрешенных видов вооружения и технические требования к разрешенному вооружению.
Весовые характеристики для видов оружия (указан максимальный общий вес оружия в сборе и состоянии готовности, допустимая погрешность в большую массу +300 грамм).
Клинковое оружие.
1.6.1. Одноручные мечи, сабли, палаши – максимальный вес 1600 грамм
1.6.2. Фальшионы – максимальный вес 1800 грамм
1.6.3. Полутораручные (общей длинной до 1400 мм.) максимальный вес – 2500 грамм
1.6.4. Двуручное клинковое оружие максимальный вес – 3500 грамм
Древковое оружие.
1.6.5. Одноручное: топоры – максимальный вес 1300 грамм.
Важно! Для топоров: длина ударной части лезвия топора должна быть не меньше 7 см.!!!
1.6.6. Полутораручное: топоры, полэксы и др. похожие виды оружия (общей длиной не менее 1 метра) – максимальный вес 2300 грамм
1.6.7. Двуручное: алебарды, глефы, коузы, полэксы и др. похожие виды оружия (общей длиной свыше 1400 мм) максимальный вес – 5000 грамм
Важно! Оружие большего веса или только колющее оружие к использованию в ИСБ не допускается.
1.7. Допускаются любые доспехи, имеющие исторические аналоги в периоды XIII – XVII веков, изготовленные из аутентичных материалов, находящиеся в исправном состоянии, имеющие необходимую толщину защитного материала и поверхность защиты, а также имеющие хороший эстетичный внешний вид. Все предметы защитного вооружения должны соответствовать техническим требованиям.
Технические требования к защитному вооружению:
1.7.1. голова бойца должна быть защищена металлическим шлемом. Сталь на шлеме должна быть не менее 2 мм толщиной (для обычной стали) или из стали более высокого качества меньшей толщины, соответствующей или лучше по защитным и по техническим характеристикам обычной стали толщиной 2 мм.
1.7.2. шлем бойца должен быть оснащен плотно набитым или хорошо простеганным подшлемником толщиной не менее 1 см или кожаным подвесом - "парашютом" со стеганым подшлемником, не менее 1 см толщиной в сжатом виде;
1.7.3. корпус бойца должен быть прикрыт пластинчатым доспехом; кольчуга может использоваться только клепаная и под ней на корпусе должна быть стальная пластинчатая защита корпуса.
1.7.4. кроме доспеха, боец должен быть экипирован поддоспешной защитой, прикрывающей весь корпус. В качестве минимально допустимой поддоспешной защиты можно использовать сшитые слой льна + слой сукна.
1.7.5. шея бойца обязательно должна быть прикрыта стальным элементом доспеха. Для кольчужных типов защиты шеи допускаются только клепанное кольчужное полотно, и к нему обязательна дополнительная, скрытая, стальная пластинчатая защита, под клепаной кольчужной, защитой. А шея сзади обязательно должна иметь дополнительную к стальной поддоспешную защиту (стеганая или набивная пелерина подшлемника, специальный воротник или амортизирующая подшивка к стальной защите шеи) толщиной не менее 1 см в сжатом виде.
1.7.6. кисти рук бойца должны быть закрыты перчаткой или варежкой, имеющей исторические аналоги. Защита кисти обязательно должна иметь стальную, пластинчатую или кольчужную подударную поверхность. Кроме стали допускается использования любых аутентичных материалов.
1.7.7. подщитовая рука вместе с кистью должны быть защищена, хотя бы минимальной стеганой защитой.
1.7.8. позвоночник на всем протяжении должен быть защищен стальной защитой с обязательным стеганым или набивным поддоспешником не менее 1 см толщиной в сжатом виде.
1.7.9. голень, бедра, плечи и предплечия должны быть защищены стальной защитой спереди и боков, а сзади также должны быть защищены сталью или минимум – стегаными или набивными штанами. В качестве минимально допустимой поддоспешной защиты можно использовать сшитые слой льна + слой сукна.
1.7.10. доспех должен качественно защищать голову, шею, позвоночник и суставы в любом положении бойца.
1.7.11. все суставы конечностей бойца должны быть защищены элементами доспеха.
1.7.12. пах бойца должен быть защищен элементами доспеха или скрытой специальной защитой паха (“ракушкой”).
1.7.13. В случае, если в защитном комплексе бойца, с точки зрения соответствия историческим источникам, отсутствуют исторически обоснованные элементы защиты вышеуказанных зон, эти зоны должны быть надежно защищены скрытой (не фиксируемой визуально – под боевым костюмом и т.д.) аутентичной защитой из других допустимых периодов истории и регионов и также должны быть изготовлены из аутентичных материалов.
1.7.14. Боец обязан полностью контролировать уровень защитной способности своего комплекса доспеха и проверять перед боем исправность и надежность всех защитных элементов. В исторических комплексах, где аутентичная защита недостаточна, боец обязан использовать дополнительную, только под аутентичной стальной и тканной, защиту из любых материалов. Такая дополнительная защита используется ТОЛЬКО в качестве третьего уровня защиты (после доспеха и поддоспешника) и крепится отдельно.
1.7.15. Боец несет полную ответственность за используемое им в бою вооружение и доспех и обязан внимательно следить за точным соответствием всего своего вооружения правилам и использовать в бою только допущенное вооружение и надежно защищающий во вех основных боевых положениях комплекс защиты.
2. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ БОЕВ
2.1. ИСБ проводятся в различных регламентах, в зависимости от номинации боя и особенностей мероприятия.
2.2. Условия победы могут изменяться в зависимости от регламента и особенности мероприятия.
2.3. Основной показатель победы в ИСБ – это падение соперника на поверхность ристалища.
Падением считается:
2.3.1. касание поверхности ристалища корпусом, ягодицами, рукой или любой другой третьей точкой опоры.
Важно! Две базовые точки опоры для боя – это ступни ног.
2.3.2. продолжение атакующих действий в бою без оружия в руках. Фиксация, удерживание или любые другие действия, блокирующие действия противника, проводимые без оружия в руках.
Важно! При потере оружия боец может: взять запасное оружие, имеющееся при нем, выйти из боя или пассивно защищать себя от ударов, при этом двигаясь к точке выдачи запасного оружия запасным своей команды, а также может взять запасное оружие у бойца своей команды в ристалище (только если боец, выдающий оружие, находится в бою).
Важно! Поднимать оружие с поверхности ристалища, брать оружие от бойцов, находящихся вне боя, или брать оружие не у специального запасного бойца категорически запрещается!
2.3.3. выход или выпадение за пределы ристалища
2.3.4. перевешивание или перегиб через ограждения ристалища более чем на 55 градусов с фиксацией этого действия не меньше чем на 3 сек.
Важно! Выход из боя бойца, которого перевесили или перегнули через борт ристалища, утверждает только маршал (полевой или линейный) путем накладывания судейского флажка на бойца к которому применен этот прием.
2.3.5. поломка или потеря защиты головы, защиты шеи. А также поломка или потеря любого элемента доспеха, обязательного для допуска к боям.
2.3.6. падение вместе с противником, когда хоть одна рука, колено или другая часть тела оперлась на поверхность ристалища. А также если упавший сверху боец,оперся при падении на упавшего под ним противника корпусом или ягодицами.
Важно! Когда при падении вместе с противником находящийся сверху боец опирается третьей точкой опоры (кроме корпуса и ягодиц) только на самого лежащего под ним противника и не опирается другой точкой опоры поверхности ристалища, в этом случае боец не считается упавшим.
2.4. В случае потери оружия боец имеет право:
2.4.1. использовать имеющееся запасное оружие,
2.4.2. принять запасное оружие от запасного своей команды, находящегося в обозначенном месте у борта ристалища,
2.4.3. прекратить бой, присев на одно колено и заняв положение вне боя
2.4.4. взять оружие у другого члена своей команды находящегося в ристалище и не выведенного из боя.
2.5. Все действия бойцов в бою должны регламентироваться только перечисленными в правилах разрешенными приемами в ИСБ.
3. РАЗРЕШЕННЫЕ ПРИЕМЫ В ИСБ
Разрешенные приемы и удары:
3.1. разрешены любые удары боевой частью оружия, кулаком или щитом по всем направлениям в область поражения.
Важно! В область поражения не входят открытое лицо, пах, стопы, задняя часть шеи, подколенный сгиб;
3.2. разрешено сбивание атакующей руки с боевой траектории и нанесение ударов по потерявшему равновесие противнику до его полного падения.
3.3. разрешены толчки и удары головой, плечом и корпусом.
3.4. разрешены зацепы щитом, одноручным топором или навершием одноручного оружия, щита, рук или оружия противника,
3.5. разрешено использование свободной руки в атаке: удары, дожим, опора на предплечье и кисть.
Важно! Боец может бить свободной рукой, но только в том случае если во второй руке у него находится оружие.
3.6. разрешена остановка и отталкивание противника рукой в случае излишнего сокращения дистанции и клинча;
3.7. разрешено воздействие на руки, щит или оружие противника свободной рукой
3.8. разрешена атака на противника, потерявшего оружие
3.9. разрешены любые удары ногами; кроме прямого или бокового удара ногой, на излом, спереди коленного сустава или удара с внутренней боковой части коленного сустава.
3.10. разрешены любые борцовские приемы, подсечки, броски; кроме болевых заломов, удушающих приемов, мельницы и борьбы в партере.
3.11. разрешены захваты оружием спереди и сзади, но без какого бы то ни было давления на шею (ни спереди, ни сзади). Т.е. только четкие захваты за корпус или, через подмышку противника, за ноги или руки.
3.12. разрешены наложения плоскости щита, прижимание рук противника щитом, подставки кромки щита под вооруженную руку.
4. ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРИЕМЫ
4.1.запрещены любые удары в непоражаемую область.
Важно! Категорически запрещены любые удары в: пах, заднюю часть шеи, открытое лицо, стопы.
4.2. запрещены категорически удары оружием или щитом под колено
4.3. запрещены категорически любые удары в заднюю часть шеи
4.3. запрещены вертикальные удары оружием вдоль позвоночника
4.4. запрещены любые уколы оружием
4.5. запрещены заломы против естественного направления сгиба конечностей и любые болевые приемы
4.6. запрещено давление на край шлема кистью или зацепы краев шлема кистью, а также действия, направленные на выворачивания шеи посредством давления кистью на край шлема
Важно! Под понятием край шлема подразумевается, например: подол шлема типа “топфхельм”, края полей “шапелей” или “саладов”, низ личины “бацинетов” и т.д.
4.7. запрещены удары кулаком со сжатым в нем оружием в лицо противника, если перекрестие используемого оружия длиной более 3 см. от клинка.
4.8. запрещены любые захваты, зажимы или удушающие приемы оружием или руками за шею сзади или спереди;
4.9. запрещено преднамеренное снятие или попытка снятия с противника любых элементов защиты;
4.10. запрещены удары в стопы;
4.11. запрещены добивание лежащего противника и любые удары по упавшему или находящемуся вне боя противнику.
4.12. запрещены любые удары в шею и голову по согнутому противнику. Т.е. категорически нельзя бить выше спины, когда противник согнут в пояснице на 50 градусов и больше.
Важно! Когда противник по каким-то причинам согнулся в пояснице более чем на 50 градусов, его можно бить, толкать, давить на него, но НЕЛЬЗЯ БИТЬ в голову и шею, пока он находится согнутым. Любые удары в голову или шею по противнику таком положении категорически запрещены.
4.13. запрещено категорически преднамеренное травмирование противника;
4.14. запрещены любые бездумные или неконтролируемые удары и движения своим оружием
4.15. запрещены любые атакующие действия на человека, поднявшего хоть одну руку вверх с открытой ладонью.
Важно! Поднятая рука вверх с открытой ладонью – это знак добровольного выхода бойца из боя. Подняв руку с открытой ладонью и присаживаясь на одно колено (если он имеет такую возможность), боец автоматически занимает положение вне боя.
4.16. запрещено находиться в клинче более 10 секунд. При клинче более 10 секунд полевой судья может развести двух бойцов, находящихся в клинче, путем локальной команды «клинч стоп!» и вывесить желтый судейский флажок на жезле между шлемами соперников. После чего бойцы должны моментально прекратить борьбу в клинче и разойтись на два шага друг от друга. При этом оба бойца находятся в бою. Дополнительная команда ‘бой’ которую говорит судья, разводивший клинч, служит дополнительным сигналом о том, что бой идет вообще и для бойцов из клинча в частности.
4.17. запрещены любые атакующие действия без оружия в руках.
4.18.запрещен хват древкового оружия, когда длина древка между указательным пальцем хватающей руки и железным топором составляет меньше 30см.
4.19. запрещено наносить любые удары в лицо противнику, если ударяющий боец использует в бою шлем с открытым лицом.
Важно! Открытым лицом считается площадь, в которую при обычном положении шеи и головы бойца можно просунуть в лицо бойцу сжатый кулак.
4.20. запрещено до команды «стоп бой!» подниматься или вставать на две ноги на ристалище после падения. При этом после падения на ристалище боец должен принять удобное положение на ристалище, сидя или лежа, показав тем самым, что с ним все нормально. Это положение называется вне боя, и боец должен дожидаться окончания схода в таком положении и никак не вмешиваться в бой
5. ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ
5.1. Замечание – санкция, налагаемая на бойца за незначительное нарушение правил, имеющая цель обратить внимание бойца на его действия. В протокол не заносится.
5.2. Предупреждение – Желтая карточка – это санкция, налагаемая на бойца за нарушение правил, заносимая в протокол соревнований. За грубое нарушение правил боец может получить сразу две желтые карточки. Боец максимум может получить три желтые карточки за мероприятие. Желтая карточка влияет на рейтинг самого бойца и его команды. При получении второй желтой карточки боец пропускает следующий бой мероприятия.
Желтые карточки выдает ТОЛЬКО Гофмаршал.
Желтые карточки даются бойцу за:
5.2.1. за любое применение запрещенных ударов или приемов
5.2.2. за поднятие или вставание на две ноги после падения на ристалище до команды 'стоп бой!'.
5.2.3. за неспортивное поведение, хамство, крики на судей или соперников
5.2.4. за начало боя до команды ‘бой!’
5.2.5.. за продолжение атакующих действий после команды ‘стоп бой!’
5.2.6. за игнорирование команд от полевых судей или Гофмаршала
Важно! При этом за все вышеперечисленные нарушения боец может получить от одной до двух желтых карточек за одно нарушение, в зависимости от грубости нарушения и на усмотрение Гофмаршала
5.3. Дисквалификация – Красная карточка – это санкция, налагаемая на бойца за грубое или периодическое (третья желтая карточка) нарушение правил, заносимая в протокол соревнований. При получении красной карточки боец отстраняется от дальнейшего участия в соревнованиях. Красная карточка бойца – это красная карточка на всю его команду, а команда может набрать максимум две красные карточки. При наличии двух красных карточек на команду и получении еще одного предупреждения, команду дисквалифицируют.
Красные карточки выдает ТОЛЬКО Гофмаршал.
Красная карточка дается бойцу за:
5.3.1. систематическое нарушение правил, когда боец получил три желтые карточки за мероприятие;
5.3.2. травмирование противника запрещенным ударом или приемом.
5.3.3. грубые и систематические пререкания с судьями, неаргументированное оспаривание решений судей, за грубое оскорбление и неуважительное отношение к противникам, а также к любым другим участникам соревнований.
5.4. Дисквалификация команды – это санкция, налагаемая на всю команду в случае, если:
5.4.1. команда получила более двух красных карточек за мероприятие + одно любое предупреждение на команду или личное предупреждение бойцу команды;
5.4.2. неспортивное поведение команды и капитана, капитан команды вступает в необоснованные пререкания с судьями и оспаривает их решения, оскорбляет и допускает неуважительное отношение к противникам, а также любым другим участникам соревнований;
5.4.3.участники команды вступают в пререкания с судьями и оспаривают их решения, участвуют в неспортивных драках или других конфликтах на мероприятии, оскорбляют и допускают неуважительное отношение к противникам, а также любым другим участникам соревнований
5.4.4. в команде осталось меньше четырех участников;
5.4.5. команда преднамеренно нарушает правила и игнорирует все требования Гофмаршала и судейской бригады.
6. ПОДАЧА АПЕЛЛЯЦИИ
6.1. В случае аргументированного и обоснованного несогласия с решением судейской бригады и Гофмаршала, капитан команды или официальное лицо, назначенное капитаном команды, не участвовавшее в бою, может вынести протест. Протест подается только в письменном виде на специальном бланке “Бланк Апелляции” который выдается команде организаторами мероприятия. Количество “Бланков Апелляции” строго регламентировано и заранее оговорено организаторами каждого мероприятия.
6.2. Протест может подаваться только аргументировано, сразу после боя по следующим поводам:
6.2.1. Выведение соперниками бойца из боя с нарушением правил
6.2.2. Вставание бойца после падения и продолжение им боя
6.2.3. Некорректное выведения бойца из боя полевым судьей
6.2.4. Незафиксированное нарушение правил с выдачей желтой или красной карточки. А также любые грубые нарушения правил бойцами, которые не были наказаны соответствущими санкциями
6.3. Протест может быть подан только сразу после завершения боя
Протест подается в спокойной и аргументированной форме лично Гофмаршалу в письменном виде на специальном бланке “Бланк Апелляции”. Протест должен быть рассмотрен в течении 10-25 минут до начала следующего боя.
6.4. Возможные варианты рассмотрение протеста:
6.4.1. общий перебой раунда
6.4.2. перебой раунда в дифференцированном составе
6.4.3. выдача желтых или красных карточек бойцам
6.4.4. дисквалификация команды
6.4.5. пересмотр счета раунда
6.5. На решение Гофмаршала по первой апелляции, если решение Гофмаршала совершенно не устроило команду, можно подать повторную апелляцию уже непосредственно организаторам мероприятия, которые по факту являются Верховными апелляционными маршалами мероприятия. Для повторной апелляции также необходимо заполнить “Бланк Апелляции” и подать его с устными пояснениями вопроса непосредственно организатором мероприятия. Повторная апелляция рассматривается в течении 3-х часов. В этом случае верховные апелляционные маршалы путем анализа видео-повторов и опроса судей и принимают окончательное решение.